?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Великолепие и грандиозность архиерейского богослужения берут начало не от простоты евхаристических собраний post-апостольскогопериода. Горница первохристианских агап и римские катакомбы с гробницами мучеников не могли бы вместить их пышный антураж. Гораздо очевиднее просматривается преемственность ритуала от имперской роскоши византийского двора. Золото одежд, символика утвари, пышность ритуала пробуждали в сознании молящихся образ неба на земле, поражая внешним блеском теофании. «У нас, как ни в одной из других православных церквей, епископское служение и вся жизнь епископа обставлены особенным величием, пышностью и торжественностью. В этом, несомненно проглядывала серьёзная цель – возвысить престиж епископа и его служения. Также несомненно, что пышность всей архиерейской обстановки неразумными ревнителями величия владычнего сана- с одной стороны- и самими честолюбивыми и славолюбивыми владыками – с другой - часто доводились до абсурда, до полного извращения самой идеи служения епископа. Они делали наших владык похожими на изнеженных и избалованных барынь, которые спать любят на мягком, есть нежное и сладкое, одеваться в шелковистое и пышное, ездить–непременно в каретах.Внешний блеск и величие часто скрывали духовное убожество носителя высшего священного сана, но не могли его компенсировать. Подделка разоблачалась если не людьми, то делом – фетиш не мог заменить чудотворной иконы.»- вспоминает синодальную эпоху протопресвитер Г. Шавельский.1* Протестантское сознание находит архиерейский церемониал соблазнительным и называет «идолослужением». «Архиереослужение» оно противополагает «богослужению». Атеистическое сознание видит в архиерейском ритуале примитивное низкопоклонство, возведённое в культ. Оба понятия кощунственно звучат для православного слуха. Однако, они находят основание в церковной практике. При недостатке богослужебной культуры, эстетической меры и скромности пышное великолепие ритуала легко соскальзывает в гротеск, обнаруживая издержки, впрочем, неизбежные в любой практике. Иконоборцы усматривали в иконе подмену Бога Его образом. Имяборцы усматривали в имени Божием фетиш. Эти соблазны показывают как трудно человеческому разуму принять тайну Боговоплощения. Таким испытанием и соблазном для современного сознания является архиерейское богослужение. Здесь воздаётся поклонение ценнейшей из всех икон– живому образу вочеловечившагося Бога. Поклонение подобает архиерею, как носителю образа, посреднику и предстателю за народ перед Богом. Православное сознание отказывается видеть в архиерейском служении игру и принимает всерьёз идею живой иконы. Христос сказал Своим ученикам: «кто вас принимает, Меня принимает. А кто принимает Меня, тот принимает Пославшего Меня.» 2*. Священное Писание открывает непостижимую и несомненную реальность Боговоплощения: «с нами Бог»3*. «Слово плоть бысть и вселися в ны» 4*. Бог вочеловечился, чтобы пребывать со своим творением. Способы Богопребываня различны: Бог пребывает в Своем имени. Бог пребывает в святых Тайнах Тела и Крови Христовых. Бог пребывает в Словах Откровения. Бог пребывает в святых иконах. Бог пребывает в духоносных человеках. Бог пребывает в епископе, олицетворяющем Его за Божественной Литургией. Так сбывается Его обещание: «се, Азъ с вами есмь во вся дни до скончания века»5*. Архиерейское богослужение подчёркивает поклонение человечеству Христову и утоляет жажду осязания конкретной святыни Его обоженного человечества: «женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя созади, прикоснулась к краю одежды Его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею»6*. Древним иудеям казалось соблазном видеть Бога в человеке:«хотим побить Тебя камнями за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом»7*. Отвечая иудеям, Христос приводит текст псалма: «Азъ рех: бози есте»8*, подчёркивая, что Божественное Откровение позволяет видеть Бога в человеке задолго до воплощения. «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию»9*. Моисей увидел в пустыне терновый куст, который горел огнём и не сгорал. И воззвал Бог к Моисею из среды куста: «Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его. Итак, иди, выведи народ Мой»10*. Моисей испугался: давно ли фараон хотел убить его? Несмотря на человеческий страх, немощный дух, робеющий перед призванием, Бог возносит Моисея на высоту, перед которой замирает разум и немеет язык: «Аарон будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога»11*. Посылая Моисея на подвиг, Бог обещает ему: «Я буду с тобой»12*. Бог ставит Моисея посредником между Собой и народом. Моисей осознаёт себя предстателем за народ: «прости им грех, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.»13*. Бог принял предстательство Моисея и помиловал народ по его молитве. Из уст архиерея мы ожидаем услышать голос Христа Спасителя -истинного Пастыря, Который «зовёт своих овец по имени, идёт перед ними, а овцы идут за ним, потому что знают Его голос». 14*.

1*о. Георгий Шавельский. «Воспоминания», стр. 260-275. (кандидат на Патриаршество в 1917 г.) 2*Мф.10,40; 3* Мф.1,23; 4*Ио.1,14; 5*Мф.28,20; 6*Мф.9,20-21; 7*Ио.10,53; 8*Пс.8,16; Ио.10,34; 9*Быт.1,27;
10*Исх.4,8; 11*исх.4,16; 12*Исх.3,17; 13*Исх.32,33; 14*Ио.10,4.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
to_be_christian
28 дек, 2009 13:50 (UTC)
К заголовку
"Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог." (Мк 10:18)
ne_mov
28 дек, 2009 15:02 (UTC)
"Таким испытанием и соблазном для современного сознания является архиерейское богослужение."

Кстати, не только для атеистического сознания. Вспомним митрополита Антония и его отношение к архиерейскому чину ( и не только его). Здесь всё несколько сложнее...
fi1618
29 дек, 2009 04:03 (UTC)
Может быть это имеет значение, для богословски оразованных людей, которые понимают суть происходящего.
Но, я отношусь к большинству, которое не понимает, ни происходящего, ни языка. А дьяконы, на непонимание, накладывают еще и свои голосовые упражнения, которые делают прозносимый текст вообще непонятным, даже для тех кто и знает церковно славянский язык. Стоишь и тихонько думаешь, скорей бы все это кончилось, ноги и спина ноют.
Боглслужение непонятно вообще, а затем шибко грамотные священники и по телевизору и с амвона начинают рассуждать, что церковно славянский язык это сокральный язык. Ну прямо спор католиков и гугенотов, про непонятную латынь для участников мессы.
to_be_christian
29 дек, 2009 11:48 (UTC)
>>>церковно славянский язык это сакральный язык<<<
Тогда это язык ангельский, и нужно смотреть послание к коринфянам (1Кор 14:1).
fi1618
29 дек, 2009 15:50 (UTC)
Посмотрел (1Кор 14:1): "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать."
Я не богослов, и не вижу, в стихе связи с проблемой доступности богослужения. Но из упражнений дьяконов или некоторых священников, басящих непонятно что(Зато как громко! Мертвый услышит!), мне представляется, что никто о сакральном не думает. А речь идет о соблюдении пустой формы (актерстве), либо форме шаманства.
Википедия:
Сакральное (от лат. sacrum — священный предмет, священный обряд, таинство, мистерия) — священное, заветное; о словах, речи: имеющее магический смысл, звучащее как заклинание.
to_be_christian
29 дек, 2009 20:07 (UTC)
Но Вы остановились на 1-й строке, а ведь после 1 строфы еще 2,3 и 4-я!

2 Ибо кто говорит на (незнакомом) языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на (незнакомом) языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
vikyakov
29 дек, 2009 12:41 (UTC)
Наблюдения верны, оценки нормальны. Церковно-славянский язык становится все более тяжким шлагбаумом на пути миссионерского служения Церкви. РПЦ - единственная церковь, где люди молятся (или пытаются молиться) на не родном языке. Почему-то в Англии, Франции, Японии и проч. православным можно молиться на своем языке, в РПЦ - нет. Молиться надо на том языке, на каком думаешь. Ладно бы постоянные богослужебные тексты, но когда начинаются каноны, Апостол или тем более паримии, - из богослужения выключаются почти все.
victor_a_k
29 дек, 2009 17:00 (UTC)
>Бог пребывает в Своем имени. Бог пребывает в святых Тайнах Тела и Крови Христовых. Бог пребывает в Словах Откровения. Бог пребывает в святых иконах. Бог пребывает в духоносных человеках.

Поставить это все в один ряд несправедливо... А где Бог пребывает в иконах? В досках в красках и в каком виде? Почему догматы соборов не приняли такую удобную формулировку?
Не то что бы вы особо подставились - таких взглядов у нас полно, в том числе и у тех кто вас признает либералом разрушителем основ...

Однако постановления синода на счет имяславия есть, так что могут и приложить...
adelgeim
30 дек, 2009 13:39 (UTC)
синод на счет имяславия
Икона - не доски и краски. Это образ Того, к Кому мы обращаемся.
Синод допустил серьёзную богословскую ошибку, осудив имяславие. Имяславие является естественным следствием иконопочитания. Решение Синода противоречит 7 Вселенскому собору и является ошибочным.
victor_a_k
30 дек, 2009 13:53 (UTC)
Re: синод на счет имяславия
Ну да - образ - но образ не есть физическая величина - он вообще существует в восприятии человека...а если так не считать, то придется поместить Бога в краски...

>Синод допустил серьёзную богословскую ошибку, осудив имяславие. Имяславие является естественным следствием иконопочитания. Решение Синода противоречит 7 Вселенскому собору и является ошибочным.

Может он и допустил ошибку в плане обоснования... но Вселенский собор не выносил определение по поводу пребывания в иконе - там лишь почитание поклонения образу восходит к первообразу, никак нельзя это притянуть к имяславию имхо...

Дамаскин к примеру вообще чисто номинально подходит к именам - это имена определений, из чего получается, что имя наполняется только, если человек присваивает ему правильный смысл или определение(что вообщем очевидно из опыта, есть Христос христианский, а есть оккультный, или известные случаи и бесы в этом виде)... а поскольку Бог непознаваем до конца, а уж тем более в нашем состоянии, то никакое имя вместить его не может...


А чему удивляться, что икона лежит посередине храма при таком подходе к иконе? Там Бог пребывает всегда, а Евхаристия только иногда... так что вполне она на своем месте тогда...


ЗЫ Войны на два фронта(каноническом и догматическом) не выйграть... я образно выражаюсь...

adelgeim
31 дек, 2009 17:41 (UTC)
никакое имя не может вместить Бога.
Имя Божие - место молитвенной встречи человека с Богом. Молитва построена на имени Божием. Молитвенный текст отличается от всякого другого текста тем, что содержит обращение к Богу по имени. Потому имя Божие запрещено призносить всуе. Бог отзывается на Своё имя.
Библия знает несколько имён Божиих. В Новом Завете Бог открыл нам своё новое сущностное имя "Отец, Сын и Святой Дух".
Суть соборного определения об иконе в том и состоит, что Бог пребывает в Своих иконах. В том же смысл поклонения святым мощам: тело святого обожено - в нём пребывает Святой Дух, как в Теле Христовом, Которое во гробе было непричастно тлению. Так открывается смысл Боговоплощения."Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти". Божественная реальность может быть воплощена в материи. На этом факте основано всё домостроительство нашего спасения.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner