?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сочельник скоро. Как пчелиный мед,
Мы собирали по сладчайшей капле
Со всех цветков невзрачных. Худо-бедно:
Стал золотым глотком и этот год.
А если так, то мы идем с дарами
К Тебе на Рождество, с волхвами и царями
Смешавшись. Но, смутясь, скажу: Прости!
Прости нас, Боже, мы пришли оттуда,
Откуда и пойти-то было – чудо.
Наш дар – он весь – в горсти. (Стихи Елены Пудовкиной).
Церковь зовет нас встречать Христа Спасителя, рождающегося на земли «нас ради человек и нашего ради спасения». Радость и удивление сопутствуют рождению каждого ребенка. Рождение ребенка – всегда радость и чудо. Обычно рождению радуется ограниченный круг родных и близких. Сегодня церковь призывает радоваться всю землю. Послушаемся её, приникнем сердцем и устремимся мыслью к событию Рождества Христова.
Евангелие с трогательной безыскусностью описывает Рождество. По приказу кесаря каждый житель страны отправился в свой родной город для переписи. Из далекого Назарета пришли в Вифлеем Иосиф с обрученной ему Марией, которая ожидала ребёнка. Наступило время родить, но для них не нашлось места в гостинице. Мария родила сына в пещере, спеленала и положила в ясли. Вот и осел стояли у яслей и согревали дитя своим дыханием.
Стояла зима
Дул ветер из степи
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере
Над яслями теплая дымка плыла.
Он спал весь сияющий в яслях из дуба
Как месяца луч в углубленье дупла
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола. (Павстернак, Рождественская звезда)
Первыми проповедали Рождество Христово ангелы. Ночью пастухи стерегли стадо. Вдруг появился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел им сказал: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца лежащим в яслях».
Внезапно небо наполнилось светом. Явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение».
Другим проповедником Рождества стала Звезда. Она загорелась на небе в день Рождества и мудрецы с далекого Востока снарядили караваны, чтобы поклониться рожденному Царю и принести дары: золото, ладан и смирну.
Рождество Христово не было случайным событием. Оно было обещано Богом в раю Адаму и Еве : «Семя Жены собрет главу змия». Древние праведники жили и умирали с верой в грядущее рождение Христа-Спасителя. Это была радостная тайна их жизни. Библия наполнена пророчествами о Христе. Каждый год за Рождественскими богослужениями эти пророчества читаются в храме. Господь Иисус Христос указывал иудеям на эти пророчества: «Исследуйте Писание. Они свидетельствуют обо Мне».
За восемьсот лет до Рождества пророк Исая говорит о рождении Младенца от Девы: «Дева родит сына и назовут Его Иммануил, что значит «с нами Бог».
Современник Исаии, пророк Михей говорит о рождестве Христа в Вифлееме. Удивительно точно пророк Даниил указывает время рождения Христа и разрушении Иерусалима в 71 году.
«От года, когда выйдет повеление Кира о восстановлении Иерусалима до рождения Христа пройдет 430 лет, предан будет Христос, а город и святилище будут разрушены. Утвердит Завет одна седмина, а в половине седмины прекратятся жертвы и приношения и на крыле святилища будет мерзость запустения».
За тысячу лет до Рождества пророк Давид говорит о поклонении волхвов: «Цари Фариса и островов принесут ему дары. Цари Аравии и Сава принесут дары».
Евангелие рассказывает, как исполнились все эти пророчества в Рождество. С Рождества началась христианская эра. Рождество делит историю на две эпохи: до Рождества Христова и после Рождества Христова. Рождество стало центральной точкой отсчета времени, началом времени координат. В прошлое отсчет ведется от Рождества Христова к началу времени. И в будущее отсчет ведется от Рождества Христова к концу времени. Начала и конца остаются сокровенными от нас, а Рождество Христово – это наше вечно настоящее. Это центр человеческой истории, нулевая точка во времени, вечный корень в истории, из которого растут обе исторические ветви – прошлое и будущее.
Воплощение Сына Божия сложило время пополам, сделало симметричным прошлое и будущее. Одна половина времени отразилась в другой. События нового времени как в зеркале отражены в пророчествах древних. Эта отраженность будущего в прошлом сохраниться до конца истории. Богу ведом ход времени, и Он не таит его от нас, открывая настоящее в осуществившихся ныне древних пророчествах, а будущее в живых образах грядущего Апокалипсиса.
«Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».
Без Христа казалось, что человеческая история идет из неоткуда в никуда. Она не имела ни начала, ни конца, ни смысла. Пока у истории не было мистического центра, воспринималась как случайное сцепление событий, явлений и фактов, то есть как бессмыслица. Рождество Христово связало воедино начала и концы, озарило их светом Разума.
Человеческая история обнаружила свою укоренённость в вечности.
Теперь мы знаем, что история имеет смысл. Каждая человеческая судьба имеет смысл. Ради каждого из нас Христос воплотился и связал Себя нашей человеческой судьбой. Воплощение Сына Божия открывает бесконечную ценность каждой человеческой личности и смысл её судьбы. Через воплощение Сына Божия мы из чужых соделались своими Богу: «не чужие, не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» - пишет апостол Павел. И мы свидетельствуем: «С нами Бог!»
Да с нами Бог! Не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне, и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь сред суеты случайной
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. (В.С.Соловьёв. Рождество)

Comments

vlnyj_obschnnk
8 янв, 2010 12:07 (UTC)
Re: aleleo aleley-ю
Мат.2,1: "Когда же Иисус родился в Вифлееме... пришли в Иерусалим (!!!) волхвы..."
ПРИМЕЧАНИЕ МОЁ: А потом-то им ещё до Вифлеема топать...
Лук.2,7: "И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице."
2.8: "В той стороне были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего"...
ПРИМЕЧАНИЕ МОЁ: Конечно, ночи-то и там, в Вифлееме, холодные, вот они и сидели около костра рядом с пещерой-хлевом, где держали своё стадо... Так что идти пастухам к Богомладенцу было недалеко.
aleleo_aleley
9 янв, 2010 14:55 (UTC)
Re: aleleo aleley-ю
Насчет пастухов согласен, хотя пещера это не хлев. Но волхвы, раз опоздали, то не участвуют. Почему тогда до первой звезды и всё такое?
adelgeim
21 янв, 2010 21:33 (UTC)
волхвы опоздали. Почему до первой звезды ?
Пастухи пасли стадо неподалёку, а волхвам было идти далеко, надо было собрать караван и приготовить дары. С рождения Младенца прошло два года, как сообщили Ироду волхвы. Два года жило святое семейство в Вифлееме. У них была возможность снять жилое помещение, ибо приходившие на перепись давно успели разойтись по своим городам.
"До первой звезды" - выражение, объясняющее позднее время трапезы в сочельник. Типикон ограничивает трапезу не только постной пищей. Он указывает количество пищи, количество трапез (от одной до трёх) и время трапезы. Ранняя трапеза в 13 часов, позже в 17 часов, в 21 час.
Когда на небе появляются звёзды, иноки в первый раз за прошедший день собираются на трапезу. "До звезды" означает очень позднюю и единственную трапезу в дни строгого поста.

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner