?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не ожидал, что мои размышления об иконах вызовут иконоборческий взрыв. Видимо, проблема иконы очень жива до сих пор. Иконоборчество двести лет потрясало Византию. Иконы рубили, жгли, оскверняли, не замечая в них ни красоту, ни святость. Казалось, что эпоха варварства осознана и неповторима. Спустя 800 лет, протестантский раскол вновь всколыхнул больную проблему. Спустя ещё 400 лет, началось лютое иконоборчество в
советской стране. Атеизм, конечно, сыграл свою роль, и всё же варварское уничтожение великого искусства иконописи кажется безумием. И вот, стоило заикнуться об иконах, опять забурлил протест: язычество! Как можно поклоняться доскам и краскам..!
Иконопочитание является догматом Церкви. Отрицая иконы, как возможность осуществления божественной реальности в материи, иконоборцы не признают Боговоплощение. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти». Иконоборцы ссылались на запреты Ветхого Завета. Все аргументы повторяются. Новый Завет начинается Воплощением Бога в тварном мире. Икона свидетельствует о Воплощении. Отцы Седьмого Вселенского собора называли иконы «святыми и благодатными». Исповедовали чудеса, происходящие от икон, призывали поклоняться святым иконам и целовать их.
Икона являет Царство Божие и преображённое творение. Икона являет Богочеловека Христа и обоженное в Его лице человечество. Это образ, являющий человека, в котором божественная благодать попалила грех, исцелила немощи и явила славу Божию. Икона являет богоподобие святых, пребывающих в жизни будущего века. В иконе мы встречаемся с Богом лицом к лицу. В ней мы созерцаем тайну будущего века.
Молитва возможна без иконы. Икона связывает воображение, отражает помыслы, помогает сосредоточиться и предстоять перед Богом. Деисис означает «моление». Икона есть осуществлённая молитва, к которой человек может прибщиться своим предстоянием. Спасителю предстоят Богоматерь и Иоанн Креститель. Икона являет их благоговейное созерцание Бога. Для предстоящего икона убедительна в той мере, в какой сам он приобщён преображённому миру. Молитва совершается в глубине сердца. Там пребывает имя Божие. В имени человек встречается с Богом, когда мысли и чувства умолкнут. Икона тоже место встречи. Икона обращена к человеку, и он может обратиться к ней. Бог пребывает в Своей иконе, как пребывает в Своём имени. Боговоплощение открывает возможность встретиться с Богом, расти «в меру возраста исполнения Христова» и назвать Бога своим Отцом.
Мы признаём Евангелие словом Божиим, которым Бог говорит с человеком.
Евангелие посредством слова раскрывает Образ Христа Спасителя, «верою вселяя Его в сердца наши». Почему же образ, написанный словом, являет благодать, а написанный красками не являет? Догмат свидетельствует веру Церкви. Характерная черта ереси найти компромисс между верой Церкви и рациональным пониманием. Объяснения имеют предел, не позволяющий доводить их до компромисса. Невозможно исключить из догмата область веры. Церковь несёт свидетельство словом и образом. Е.Трубецкой назвал икону «умозрением в красках». Это «умозрение» очищает ум от страстей и позволяет различить Бога от идолов.

Comments

(Удалённый комментарий)
adelgeim
4 фев, 2010 14:18 (UTC)
надо подкреплять слова Преданием Церкви.
На слове «обожение» не настаиваю. «Обоженной» я назвал не икону, а «материю», которая включает в себя также икону, но звучит шире, поскольку включает человека и Плоть Христову. В документах 7-го собора слова «обожение» нет. Там есть слова: «Они (иконы) полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы чтим, как достойные почитания и лобызаем их. Таким образом и самый животворящий крест, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. Итак, или они должны признать и самый крест ве-щью обыкновенной и не заслуживающей почитания, поскольку он не имеет освящающей его священной молитвы, или же они должны почитать иконы священными и достойными поклонения» (Деяния...7, 488-489).
Божественная благодать Святого Духа есть та энергия, действие которой производит обожение человека, обожение твари. Другое слово, идентичное обожению, «преображение». Такого слова в документах собора тоже нет. Но есть слова «святые» и «благодатные», имеющие тот же смысл. Седьмой собор много говорит о чудесах и исцелениях, происходящих через святые иконы. Это означает, что через св. иконы действует благодатная Сила Святого Духа.Икона являет не Божественную Сущность, а благодатные энергии, «являющие преизлияние Божественной Сущности», по словам св. Григория Паламы. Так святые пребывают в Боге, не становясь Его Существом, но приобщаясь к Нему действием Благодати, так иконы становятся святыми через действующую в них благодать, так становится святой вода, «освящаемая Духом Святым». Ниже один из комментаторов приводит текст Св. Иоанна Дамаскина. Прочтите, там есть ссылка на его сочинение, которое можно прочесть полностью. Смысл его слов соответствует соборному определению.
Защитники иконопочитания ведут диалог с иконоборцами по нескольким направлениям, разбирают софизмы, возникавшие в то время. Всё повторяется, несколько смещаясь. Собор больше уделял внимания веществам, на которых следует писать иконы. Нынешние борцы
с иконопочитанием более взволнованы возможностью и мерой соединения Бога с тварью и способом или механизмом пребывания Духа Святого в твари. Такими вопросами 7 Собор не задавался, но определённо постановил, что святым иконам следует поклоняться и лобызать.

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner