священник Павел Адельгейм (adelgeim) wrote,
священник Павел Адельгейм
adelgeim

Category:

Право и ответственность в церкви.

Право в РПЦ занимает значимое место, как обоснование её иерархической власти. Фундаментом церковного права является признание епископа источником права в церкви. Это существенно отличает позицию РПЦ от богословия протопр. Николая Афанасьева, который полагал, что «самому праву в Церкви места нет. Право проникло в Церковь только тогда, когда оскудела любовь» (http://|kiev-orthodox.org/meetings/2034/ ).
Другая принципиальная особенность понимания права в РПЦ - отсутствие единого правового поля. На едином правовом поле построено Вселенское каноническое право. Каноны накладывают равную ответственность на епископа, клирика и мирянина. В РПЦ нет единого правового поля. Епископы находятся в одном, а клир и миряне – в другом правовом поле.
«Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни» Понятие «внутрицерковной жизни» оставлено неопределённым. «Судебная власть в РПЦ осуществляется церковными судами» (Устав РПЦ.1,9; 7,1).
«Юрисдикция РПЦ простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории РПЦ: в России, Украине, Белоруссии,Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах (Устав.1,3).
«Единство судебной системы РПЦ обеспечивается: а. Соблюдением всеми церковными судами установленных правил церковного судопроизводства; б. Признанием обязательности исполнения каноническими подразделениями и всеми членами РПЦ судебных постановлений, вступивших в законную силу» (Устав РПЦ. 7; 3 а-б).
Устав РПЦ определяет юрисдикцию и единство судебной системы, с одной стороны, как волю церковной власти, а с другой стороны, как послушание ей.
«Полнота церковной власти в РПЦ принадлежит Архиерейскому Собору РПЦ. Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям» (Положение,ст.3, 1-2). «Постановления церковных судов являются обязательными для всех без исключения клириков и мирян»(Устав РПЦ.7,8). Епископы здесь упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть, что им принадлежит вся полнота власти в епархии.
Вопрос об ответственности в РПЦ оставлен не прояснённым. Устав и Положение разделяют права и ответственность между разными субъектами. Иерархия существует в области права (имеет права и власть), а члены РПЦ находятся в сфере подчинения. Понятие «член РПЦ» не получило определения в Уставе и в «Положении о церковном суде». Для ясности следует подчеркнуть, что епископ нигде не называется членом РПЦ. Этим термином Устав РПЦ обозначает только клириков и мирян. Возникает ограниченное понимание ответственности. Понятие ответственности возникает только в случае неподчинения клириков и мирян епископу. Церковная дисциплина приобретает абсолютный характер и безусловный приоритет над догматами, культом и нравственными принципами.
К вероучительным, моральным и богослужебным проступкам клириков и мирян иерархия относится снисходительно, чего никак не скажешь о дисциплинарных нарушениях. Неповиновение епископу является совершенно нетерпимым грехом, как «хула на Святого Духа».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments