?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Родина и государство

За всё, что христианин делает на земле, он берёт на себя ответственность. Конечно, отвечает за своё земное Отечество. Нужно только различить три понятия, которые в сознании многих людей смешиваются: Родина, государство и страна.
1. Родину или Отечество для человека любить естественно и нравственно:
"И дым Отечества нам сладок и приятен", - пишет Грибоедов. У Пушкина:
"Два чувства равно близки нам,
В них сердце обретает пищу:
любовь к отеческим гробам,
любовь к родному пепелищу". По-гречески, «Отечество» звучит «Патриа».
Отсюда происходит слово «патриотизм», означающее любовь к своему Отечеству.
Любить свое Отечество так же естественно, как родителей и детей, благоустраивать свой дом и заботиться о его безопасности.
Из любви к своему Отечеству не следует вражда к чужому Отечеству. Как мы ценим любовь к своему Отечеству, так ценим естественную любовь других к их отчеству. Патриотизм должен рождать взаимопонимание с другими, а не вражду. Национализм, как предпочтение своей нации всем остальным, недалёк от «нацизма», утверждающего исключительность одной нации и превосходство над прочими. Такая идея может повести к самым чудовищным выводам при наличии злой воли и лукавой совести. Христос отверг все национальные пристрастия в церкви: «нет Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос»(Кол.3,11). Идея создания церкви по национальному признаку была осуждена, как ересь филетизма. Название «Русская Православная церковь» было неудачно придумано Сталиным И.В. Возражать никто не посмел. До революции церковь называлась «Российская», имея ввиду многонациональную империю, а не исключительно русскую национальность. Множество народов и наречий являет богатство человеческого бытия, как изобилие животного и растительного мира, как богатство минералов и руд наполняет душу благодарностью Богу за Его щедрость.
2. Государство не предназначено для любви. Государство не имеет лица. Это не личность, и претендовать на личные отношения ни с кем не может. Это бюрократический аппарат. Он не живой, хотя всегда представлен живыми чиновниками. Он никого не любит, и его никто не любит, но все подчиняются требованиям этого коллективного менеджера, основанным, когда на силе, когда на праве, когда на произволе - зависит от характера.
Государство нельзя ассоциировать с Родиной, даже если оно само наряжается в Родину. Две сущности необходимо разделять и никогда не путать. Родину мы любим всегда, в беде и радости, ибо мы составляем её часть, мы не отделяем себя от Родины. Государство не можем любить, а лишь оценивать - иногда положительно, иногда отрицательно, в зависимости от того хорошо в нём живётся человеку или плохо. Забота о Человеке является основной и единственной обязанностью государства, которую оно само признаёт за собой:«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (Конституция РФ,ст.2). Если человеку плохо жить в государстве, если он не защищён, это плохое государство -оно не выполняет свою главнейшую обязанность.
3. Страна – понятие в основном географическое - объединяет два первых понятия. Отсюда можно начинать постановку всех волнующих нас проблем. У меня нет проблем с государством, которые могут быть разрешены на человеческом уровне, я сознательно уклоняюсь от них, ибо не идеализирую государство. Одно дело давать гарантии, другое, исполнять их в каждом частном случае.
Государство иногда делает вид, что его интересует мнение человека, особенно в дни избирательных кампаний. В действительности, его не интересует ни человек, ни его мнение.Я не вижу общей платформы, на которой можно было бы строить взаимопонимание. В церкви в основу общения можно положить Новый Завет. А на чём строить общение с государством? На Конституции? Во-первых, она бывает разная, во-вторых, государство делает вид, что основывает на ней свои поступки. На самом деле, оно играет в Конституцию, а не принимает её всерьёз.Больше того, «Декларация прав человека и гражданина» от 16 августа 1789 года утверждает: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции» (Декларация, ст.16). Известный советский анекдот:
- скажите, я имею право… Не поднимая головы:
- имеете, имеете!
- скажите, я могу… Так же, не поднимая головы:
- не можете!
Привычная для граждан ситуация. Мы имеем много прав, но воспользоваться ими не можем. Подзаконные акты связывают наши возможности пользоваться правами. Чиновники имеют возможность присвоить себе функции, на которые закон не даёт им право. Чиновник может не исполнять требования закона, пока мы не предложим ему дополнительную плату (взятку). За взятку его могут наказать, а за то, что не исполнил требование закона в отношении частного лица – не добьёшься. Чтобы защитить гражданина от чиновника необходимо установить и не смешивать два принципа:
Гражданину позволено всё, что прямо не запрещает законом.
Чиновнику позволено только то, что разрешает закон.
Если эти принципы не путать и добиться выполнения, граждане почувствуют себя защищёнными от произвола чиновников..
Итак , в нашем государстве нет возможности пользоваться законными правами, нет разделения властей (формально есть, а фактически нет). Вот и делайте выводы про возможность Конституции: имеем мы её или не имеем.
Где же платформа для нашего общения с государством? Это мой первый вопрос и ответ, почему я не вижу смысла проводить конференции по этому поводу. Это будет переливание из пустого в порожнее. Будут звучать речи ручейком, ничего не меняя в жизни. Как разговор без «Хозяина» не имеет смысла, так не имеет смысла разговор с «Хозяином», который принял все решения прежде встречи с вами.
И второе, анонимность «Хозяина». Кто он? С кем разговаривать: с Думой? С Президентом? С Участковым?
Конечно, Отечество требует заботы, как наши родители и дети, но государство лишило нас возможности что-то делать для Отечества по собственной инициативе, без его разрешения, не спросившись. Остаётся смириться с этим, ибо общество не имеет никаких рычагов для протеста и воздействия кроме слов и слёз. Другого выбора не вижу.

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
dobry_krot
28 ноя, 2010 16:48 (UTC)
"Конечно, Отечество требует заботы, как наши родители и дети, но государство лишило нас возможности что-то делать для Отечества, не спросившись, по собственной
инициативе, без его разрешения".

Нас разлучили с Отечеством. Нет не совсем конечно. Кто-то сильный и хитрый создал систему, которая особо цинично и медленно убивает наше Отечество на наших же глазах, не давая нам ничего сделать...
Или всё же есть возможность что-то сделать, и нам дают нравственный выбор?
Я тоже, мысленно пытаясь найти варианты для выхода из такой ситуации, ничего не нахожу, и единственное на чём останавливается мой мысленный взор - это наша Церковь. Церковь - то единственное собрание людей, та выборка из всего общества, которая призвана противостоять миру лежащему во зле, и более того - оплодотворять этот мир любовью.
Но увы, Церковь, к несчастью, оказалась пленена той же системой, и не способна объединить людей даже в себе, а не то чтобы призвать к порядку всё общество.
А ведь на Кипре, к примеру, Архиепископ Макариус стал во главе освободительного движения против английских колонизаторов...
Где же наши Макариусы?!
batushkaroman
28 ноя, 2010 17:04 (UTC)
С интересом смотрю передачу "Суд времени" (в интернете)
вот все передачи и без рекламы http://5-tv.ru/programs/1000072/broadcasts/?date=2010-11-28
Мне лично очень близка позиция Сергея Кургиняна, который призывает не боготворить и не проклинать, а просто понимать правителей.
vaysburd
28 ноя, 2010 17:22 (UTC)

Только patria это по-латински, по-гречески πάτρη или πάτρα.
fi1618
28 ноя, 2010 18:10 (UTC)
Что записано в действующей конституции?
Сдается, что нынешние правители—выпускники ЛГУ, прекрасно знали суть этой Декларации 1789г., не верю, чтобы советские первокурсники юрфака, не читали Хрестоматию по истории государства и права.
Поэтому и поступают с точностью до наоборот. Укрепляют личную вертикаль.
Ведь, что есть вертикаль. Вертикаль это зависимость статуса чиновника от расположения начальника.
Как удачно посол РФ в Украине покойный Виктор Степаныч Черномырдин выразил суть полномочий Президента. «Рожа твоя не понравилась и ты в отставке». Вот это и есть вертикаль.
В этой ситуации можно принимать любые законы, все равно, любой чиновник, будет ловить и оправдывать любой «Чих» начальника, дабы не быть отлученным от кормушки.
Поэтому и бессмысленно говорить о Конституции. Она конечно есть, но это не то, на что обыкновенно ссылаются профессора от юриспруденции.
В концентрированном виде суть действующей Конституции можно выразить так:
1. Гарант всегда прав
2. Чиновник прав постольку, поскольку это не волнует Гаранта.
3. Все остальное имеет лишь декоративный смысл, для заграницы.
Разделение властей? Не смешите, везде свои люди!
Созданная ситуация и есть сложившийся, или, как говорят физики, «вырожденный процесс.» Т.е. стабильное состояние равновесия.
Пока они чувствуют себя уверенно, но в этих системах, с положительной обратной связью, между властью и обществом, неизбежно наступает момент, когда власть теряет нити управления, власть не знает ситуации и дает неадекватные команды, а это крах.
semen_burd
28 ноя, 2010 19:13 (UTC)
отец Павел!
полностью согласен с Вашими оценками.
но не могу согласится с выводами. если ничего не делать - будет еще хуже. мне кажется, что долг гражданина пытаться влиять на государство.
вспомните Сахарова? Были ли у него возможности в застойные годы? но он делал. Лев Шлосберг сейчас делает очень многое в политике.
k4romanolga
28 ноя, 2010 19:36 (UTC)
не имеем здесь постоянного града
Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Евр 13:13-14


Ей, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща…

из молитвы святителя Иоасафа Белгородского


«…говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества (patrida). … они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». Евр 11:13-14, 16
k4romanolga
1 дек, 2010 08:53 (UTC)
Re: не имеем здесь постоянного града
Из тропарей на песнь третью Великого покаянного канона, чтомых в среду первой седьмицы Великого поста:

"От земли Харран изыди от греха, душе моя, гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже Авраам наследствова.

Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего изволению подражай".

Земля отечества может быть землею Харран, землею греха, каковою была, например, земля отечества для рожденных в Содоме и Гоморре.

adelgeim
9 дек, 2010 11:15 (UTC)
не имеем здесь постоянного града
И во временном бытии и граде, если призвал нас Бог, необходимо своё спасение строить вместе. Для этого основал Церковь Христос. Церковь пребывает на земле и не может отказаться от заботы о спасении стада Христова, в первую очередь ближних, а после, и дальних. Отказаться от Отечества также невозможно, как от жены и детей, которых ты родил.За всё совершённое тобою ты в ответе, и за своих предков и за своих потомков - ты не вырван из человеческого рода. Тебе принадлежит только выбор конкретного служения своим ближним -хочешь, в монашестве, хочешь, в семье и Отечестве, из которого семью не выделишь.
k4romanolga
9 дек, 2010 19:45 (UTC)
Re: не имеем здесь постоянного града
Ваше Высокопреподобие, благодарю Вас за комментарий. Уважая представленные в нём взгляды, свидетельствую, что они из области веры во что-то; христиане же научены верить в Христа, от всего отказаться и всё почитать за сор, чтобы приобрести Христа (Флп 3:8). Когда Господь говорит, что Ему ТОЛЬКО то благоугодно, чтобы разумели и знали Его (Иер 9:24), то для христианина есть все основания в ситуации, когда вера во что-то или привязанность к чему-то мешает "приобретению" Христа, знанию Господа, отказываться от этого чего-то и в послушании словам Господа следовать путем Авраама, похваляемого святителем Андреем Критским (см. два моих комментария выше), примеров чему несть числа.
pingback_bot
29 ноя, 2010 12:44 (UTC)
Удачный улов.
User mi_caos referenced to your post from Удачный улов. saying: [...] руд наполняет душу благодарностью Богу за Его щедрость" http://adelgeim.livejournal.com/56560.html [...]
ivannikov_ru
29 ноя, 2010 23:50 (UTC)
Опечатка!
"И дым Отечества нам сладок и приятен", - пишет Пушкин…

Это Грибоедов "Горе от ума".
http://www.bibliotekar.ru/encSlov/9/18.htm
adelgeim
30 ноя, 2010 08:44 (UTC)
Re: Опечатка!
Спасибо за поправку, исправил
skundel
7 дек, 2010 19:00 (UTC)
Re: Опечатка!
Символическая, как ни крути, опечатка о "горе от ума", отче.
adelgeim
9 дек, 2010 11:06 (UTC)
Опечатка!
В 1975 году приснопамятный архиепископ Варфоломей Ташкентский тоже определил так мои проблемы в Фергане: "горе от ума".
К сожаления, ни ум и не другие качества души не могут противостоять насилию. Остаётся или сдаться, или умереть. За каждым выбор.
( 14 комментариев — Оставить комментарий )