?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Всем нам подобает явиться перед судилищем Христовым»- пишет апостол Павел. Каждый даст ответ за прожитую жизнь. Каждый предстанет перед судом, завершив свою земную судьбу. И в конце человеческой истории состоится последний суд, решающий участь каждого человека. Потому за каждым богослужением просим мы «мирной христианской кончины и доброго ответа на страшном суде Христовом».
Сможем ли мы дать Богу добрый ответ? Молиться ленимся, каяться не умеем. Уподобиться в терпении и прощении святым мученикам и преподобным не хотим. Предание повествует о трудном пути к Царству Божиему. Кровь, пот и слёзы орошали их путь. Мученики радовались, принимая смерть за Христа. Преподобные «подвизались до крови», побеждая грех. Они измождали тело постом, ночи проводили в молитвенном бдении.
Наша жизнь не похожа на их путь к Царству Божиему. Какой же ответ дадим мы Богу в последний день? Какую опору имеет наша надежда? Мы слышали сегодня Евангельское слово Христа. Оно указывает простой и лёгкий путь прощения и спасения: «не судите, и вы не будете осуждены».
Господь не требует от нас мученического подвига. Не требует подвига преподобных. Он заповедует: «не судите, и Я не осужу вас». Обещание Христа Спасителя непреложно. Церковная книга «Лавсаик» рассказывает, как умирал старец, и лицо его озарила радость. Спросили его: «разве не страшно тебе предстать перед Богом?»
- Нет, ответил старец. За всю жизнь я никого не осудил и верю, что Бог исполнит Своё обещание: «не судите, и не будете осуждены».
Но что означает «осуждение»? Различение добра и зла лежит в основе нравственной жизни. Каждый человеческий поступок -свой и чужой- свидетельствует о выборе между добром и злом. Наша совесть призвана различать хорошее и дурное в себе и других. В этом смысл нравственной работы. Мы оцениваем поступки других, как оцениваем свои собственные поступки. Мы призваны к свидетельству о зле.
Когда Господа Иисуса Христа привели на суд к архиерею, он «спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему:
- я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что я говорил. -Когда Он сказал это, один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав:
- так отвечаешь ты первосвященнику? Иисус отвечал ему:
- Если Я сказал худо. Покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?».
В славянском тексте: «свидетельствуй о зле» (Ин.18, 19-23).
Чёрное следует называть чёрным, а белое белым. Грех осуждения начинается со злословия, а завершается приговором, который мы дерзаем привести в исполнение, распуская руки. Наша нравственная обязанность «свидетельствовать о зле» в себе и ближнем, но не выносить ему приговор и не приводить в исполнение. Если человек солгал, мы признаём совершённый факт, но не должны назвать его лжецом. Если человек украл, мы можем свидетельствовать факт, но не смеем назвать его вором. На юридическом языке это называют презумпцией невиновности. Осуждение начинается не со свидетельства о факте и даже не с оценки поступка, а со злословия. Только Богу принадлежит последний суд. Нам дано свидетельство. Тонкую грань между осуждением и нравственной оценкой соблюдает наша совесть. Будем скорбеть о своих слабостях и грехах и покрывать чужие немощи своей молитвой. «Не судите, и не будете осуждены».

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
k4romanolga
30 мар, 2011 19:00 (UTC)
Предлагаю сравнить:

"Наша нравственная обязанность «свидетельствовать о зле» в себе и ближнем, но не выносить ему приговор и не приводить в исполнение".

и

"...извергните развращенного из среды вас" (1 Кор 5:13 в согласии с правилом ветхой Церкви в Вт 17:7; 19:19)
adelgeim
30 мар, 2011 19:53 (UTC)
Предлагаю сравнить:
С какой целью? Вы противопоставляете два текста. Один принадлежит Христу Спасителю, другой - апостолу Павлу. Вы находите, что они противоречат друг другу? Те и другие слова имеют разную область применения. Поэтому их противопоставление не корректно.
k4romanolga
30 мар, 2011 20:30 (UTC)
Re: Предлагаю сравнить:
Апостолы не противоречат Христу, они учат во Христе.

Наша наравственная обязанность различать зло не исключает практических выводов, а в том, что касается Церкви - мы имеем бесспорное апостольское правило: извергать развращенного из нашей среды; осуждение при этом не требуется.

Мне представляется, что "область применения" - это схоластическая конструкция, плохо соотносящаяся с единством верности Богу, учения и жизни христиан.
adelgeim
31 мар, 2011 07:32 (UTC)
"область применения"
Выражение "область применения" различает нравственные требования в духовной жизни христианина от канонических оргвыводов, которые тоже имеют под собой нравственные основания. Непонятным остаётся: как можно применять крайние меры, не осуждая. Уже сам факт признания "развращённым" означает не только суждение, но и осуждение, за которым следует извержение. Это другая тема. Проповедь не касалась канонической жизни общины. Там речь идёт о проблеме осуждения в духовной жизни каждого человека.
k4romanolga
3 апр, 2011 10:01 (UTC)
Re: "область применения"
«Канонические оргвыводы» - холодом веет и режет ухо, не так ли? Сужение апостольского – непререкаемого – правила отторгать разврещенного из Церкви всего лишь до процедурных вопросов применения канонов равносильно сомнению в том, что Тело Христово устрояется из живых камней, верных христиан, которые свободны.

Церковь не нуждается в канонах как в источнике или мериле своих действий, как не нуждается человек в отпечатке своей ноги на песке. Церковь живет, проходя по песку правовой парадигмы, и оставляет след в виде канонов. Каноны – это всего лишь оттиск вечно живого Тела в смертном материале права. Каноны легко превращаются в пищу для идеологии, «правильного» мировоззрения (см. у Ольги Седаковой http://religo.ru/columns/14179 тонкое опознание-уличение опасности, которую утаивает от христиан религия-идеология). Особенно, если учесть, что последний отпечаток живого Тела в правовом песке сделан более тысячи лет назад.

Извергнуть развращенного из среды – это не о «крайних мерах» (очень созвучно «высшей мере») и не о суде, который принадлежит одному Судье. (Разве не поразительна слепота, которой надо страдать, чтобы читать слова: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак 4:12), - и считать суд приемлемым для Церкви установлением?!)

Как знание Христа – это не идеология, а Откровение, рождающее верность Господу, так живая действенная реакция на зло в Церкви – это не «канонические оргвыводы», а живое свидетельство, что грех остается грехом в какие бы догматические, канонические или обрядовые одежды он не рядился. Перестать называть черное белым и делать вид, что всё благополучно; перестать молчать, когда совесть говорит (вот недавний пример: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=83248, - и не важно, насколько безошибочны причины-посылки свободного слова, опыт свидетельства по совести – вот что здесь ценно). Да Вам ли нужны примеры, Ваше Высокопреподобие, когда ваш собственный пример дает силы многим?

Не надо возлагать свой долг на кого-то; не надо устраивать судилищ. Следует выполнить свой долг так, как то предполагают собственная мера, обстоятельства и случаи зла. Твердое свидетельство о грехе не требует осуждения, пример тому дает нам Господь Иисус, свободный от греха (Мф 21:12), сочетая гнев и скорбь об ожесточении сердец (Мк 3:5). Согласное твердое свидетельство верных о грехе или извергает развращенного – ему не дается места в Церкви, когда его зло обличено многими и повсеместно, - или возвращает нашего брата к жизни. Возвращение опыта полного выявления всех граней служения каждого христианина - вот чего нам не хватает; и часть этого служения: извергать развращенного из своей среды.
(Удалённый комментарий)
triponaciy
1 апр, 2011 22:32 (UTC)
Ваши свидетельства о зле, отче, похоже были услышаны и учтены в вопросе о запрещении без срока действия и указания причин....Но, по моему скудному мнению, положение духовенства ещё ухудшается.Не читали ещё:
http://orthodoxkuban.com.ru/main/sinod/1158344723-polozhenie-o-praktike-zapreshheniya-klirikov-v-sluzhenii-i-pochisleniya-klirikov-za-shtat.html

Приход нового патриарха принёс осторожные надежды духовенству, потом последовало разочарование, которое встречаю как у низших клириков, так и у вполне карьерно состоявшихся, боюсь, теперь может возникнуть и ненависть....
Простите, что несколько не в тему))))
(Удалённый комментарий)
tcaagan_sar
3 апр, 2011 17:23 (UTC)
...
"...как можно применять крайние меры, не осуждая".

Однако, само стремление осознать это возможно лишь, когда присутствует вера, о. Павел. Когда же ее нет, то независимо от того, священник это или мирянин, грамотный в религии или неграмотный, снимается сам вопрос о смысле нежелательности осуждения. Ведь, свое "я" в таком случае человек воспринимает только, как "здесь и сейчас", играя по правилам: кто-то не нравится - постарайся расправиться с ним.
Кроме того, по-моему, тот аспект, в котором Павел призывает к извержению "развращенного из среды", относится не столько к "осуждению", сколько к духовной чистоплотности. В самом деле, зачем невольно споспешествовать таковому в его "развращении", когда умнее без какого-либо осуждения от такого "сотрудничества" без неприязни отказаться? Тем более, что остается такое мощное участие в нем, как молитва...
(Удалённый комментарий)
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner